• Детская тревожность

  • Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх. В два года дети чаще всего боятся чего-то определенного, например посещения врача, а, начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается и на смену им приходят страхи символические, такие как страх темноты и одиночества. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым, но большинство психологов считают одной из самых распространенных причин повышенного уровня тревожности - нарушение детско-родительских отношений. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта.

     

     

    Он может быть вызван:

    а) неадекватными требованиями родителей к возможностям и потребностям своего ребенка;

    б) повышенной тревожностью самих родителей;

    в) непоследовательностью в действиях родителей по отношению к ребенку, то есть предъявлением к ребенку противоречивых требований;

    г) чрезмерной эмоциональностью;

    д) стремлением сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;

    е) авторитарным стилем воспитания в семье;

    ж) стремлением все делать правильно, соответствовать общепринятым нормам и стандартам.

    Тревожные дети часто имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Для того, чтобы помочь им повысить самооценку следует оказывать безусловную поддержку, проявлять искреннюю заботу о них, как можно чаще давать позитивную оценку действиям ребенка и его поступкам.

    Всем нам известно, что одной из причин страхов и возникновения тревожности являются стрессы, которые сопровождают нас, и взрослых, и детей в течение жизни. Однако, парадокс заключается в том, что некоторые из нас переносят стрессовую ситуацию легко и после этого быстро восстанавливаются, в то время как другие еще долгое время не способны адаптироваться и войти в нормальное жизненное русло. Отчего же зависит наша реакция на стресс и что же заставляет одних людей продолжать нормальную здоровую жизнедеятельность, а других делает тревожными, боязливыми и неуверенными в себе? Прежде всего - это оптимистичный взгляд на жизнь, позитивная установка (так называемый иммунитет) к стрессовым и всякого рода негативным событиям, которые неизбежно встречаются в нашей жизни.

    Итак, наши дети впитывают этот иммунитет с молоком матери, и перед нами встает выбор, какую атмосферу мы создадим в семье. Атмосферу мнительности, сомнения, недоверия к окружающему нас миру, подозрительности и неуверенности в завтрашнем дне или атмосферу доверия, позитивного настроения, оптимизма, не боязни брать на себя ответственность, уверенности в преодолении любых трудностей. Наш ребенок воспринимает любую ситуацию в семье, и она становится моделью его восприятия мира на всю жизнь. В наших с Вами силах выработать у ребенка иммунитет к жизненным тревогам, страхам, невзгодам и воспитать сильную, самодостаточную, уверенную в себе личность с доброжелательным отношением к окружающим.

    Желаю Вам удачи, терпения и душевных сил.

    А. Дженков