• "Правильная" йога

  • Слово "йога" обладает огромным авторитетом, вследствие того, что неисчислимое количество духовных искателей на протяжении тысяч лет успешно прошли по пути йоги. Куда бы мы ни приставили слово «йога», это, несомненно, автоматически придаст вес и вызовет заинтересованность. Например, «йога космического танца», сам по себе космический танец не столь интригует по сравнению в сочетании с йогой. Или йога Петренко, йога Иванова, йога Дарьи Ласточкиной – все это звучит только благодаря короткому слову перед именами и фамилиями. Я слышала, что сейчас появились даже такие книги как: йога для блондинов, йога и секс. Хотя секс существует с прадавних времен как основной инстинкт всего животного царства и к йоге отношения не имеет.

    Чтобы понять, как и где можно получить истинное знание, истинное представление о йоге без искажений, ограничений и стереотипов, стоит обратиться к ее истокам. Йога – универсальное знание, это принцип баланса и нашего тела, ума и сознания, а также планет, созвездий во Вселенной. Об этом образно говорит Кришна в Бхагавад Гите: я дал йогу богу Солнца. Поэтому плоды йоги: здоровье, психологическое равновесие, гармония с собой и окружающими, самореализация и познание Бога возможно для всех жителей планеты. Йогу успешно практикуют в Европе, Америке, в Австралии и Новой Зеландии и т.д. Практика доказывает, что законы йоги научны, работают повсюду, они универсальны, так же, как и сила гравитации одинаково воздействуют на эскимоса и аборигена в Австралии. Но бережно хранилась и передавалась йога в Индии, что помогло сохранить ее в практически неизменном виде с древних времен.

    В этом году я посетила Кумбха Мелу в Харидваре. Этот праздник проходит раз в 4 года, на нем собираются все духовные искатели. Вы можете долгое время путешествовать по Индии, по ашрамам в поисках того, или иного мастера, пробираться в труднодоступные места в Гималаях в надежде встретить великих аскетов, отшельников, дни и ночи проводящих суровые практики. Все, кого только можете вообразить и мечтать увидеть, собираются на Кумбха Меле для омовения в Ганге, которая в эти дни несет особые свойства прочищения карм. В Индии искренне верят, что на этот праздник в человеческом теле приходят великие инкарнации божественного света, чтобы дать свое благословление искателям истины. До 60 миллионов человек собирается в дни Кумбха Мелы. Живя на берегу Ганги вместе с индусами, наблюдая за их отношением к йоге, встречаясь с мастерами разнообразных школ йоги, невозможно не выделить то, что объединяет все это многомиллионное разнообразие: принадлежность к своей парампаре – линии передачи знания от учителя к ученику. Каждый день начинается с молитвы, где возносится слава предшествующим поколениям Мастеров, достигших реализации. Это очень символично и важно. Если мы хотим получить хорошее образование, постараемся найти ВУЗ с историей, выдающимся преподавательским составом в течение нескольких поколений. Точно так же, если действительно желаем прикоснуться к йоге, должны искать Мастера, реализованного, который в свою очередь достиг истины благодаря Учителю. Многие знают, что Веды – первая книга на Земле. И она является литературным и историческим памятником мирового значения. Но первой устной книгой, передаваемой в древности по памяти, была Гуру Гита. Ее до сих пор слушают изучающие санскрит и йогу в Индии каждое утро в ашрамах и специальных колледжах. В этом гимне говорится о первостепенной важности Мастера.

    В настоящее время очень много различных школ и направлений йоги. Это прекрасно, каждый индивидуален и есть возможность найти то, что подходит именно вам. Но, к сожалению, есть и такие, которые поверхностно изучив какие-то аспекты, предлагают людям обучение и занятия. Иногда создают свои методики, которые называют йогой с собственным именем. Некоторые из этих школ представляют йогу в виде акробатики, где основным принципом являются геометрические параметры, другие предлагают работу с тонкими материями, «раскрывают» чакры за считанные дни, пробуждают кундалини. Эти обещания влекут. Кому не хочется разбудить кундалини? Но процесс напоминает восхождение на гору: вершина и вид с нее прекрасны, а подъем сопровождается опасностями и препятствиями. Можем быть уверены в безопасности и в достижении вершины, когда нас ведет тот, кто уже проделал этот путь, знает все преграды, а также способ благополучно миновать их. Например, открытие манипура чакры делает человека здоровым, очень сильным, решительным. Это настоящий лидер, но без параллельной работы с анахатой (сердечным центром), которая дает понимание, терпение, любовь, такой лидер к своей цели «пойдет по трупам». Подъем на уровень манипура чакры означает не только избавление от страхов; но и преодоление всех негативных эмоций (гнев, ревность, обида, зависть, склонность к насилию, в том числе ментальному). Согласитесь – весьма нелегкая задача.

    Раскрытие анахата чакры – прекрасно, но таит в себе и опасность одновременно: это способность очень глубоко ощущать и осознавать все обиды, боль, разочарование, не только настоящего, но и прошлого. Человек может чувствовать, что стал очень ранимым, чувствительным, с болезненным восприятием. Кажется, проще наглухо закрыть эти двери, что одновременно блокирует путь вперед, поэтому не является выходом. Еще более выражена ситуация в вишуддхи (горловом центре). Истинный учитель помогает и дает способы (методы, техники) безопасного обхождения этих и подобных препятствий. И никогда процесс не форсируется, медленное постепенное развитие делает внутреннее путешествие интересным и безопасным.

    Не покупайтесь на обещания быстрого эффекта! Полагайтесь на свой разум, верьте в собственные силы и способности!

    Вот вкратце о психоментальных затруднениях. Поэтому, чтобы преподавать, вести практикующих к прекрасным плодам йоги, а этот путь похож на розу – есть шипы, но красота цветка позволяет не сосредотачиваться на них, йога-инструктор должен осознавать и быть способным решать свои внутренние проблемы, а для этого ежедневно практиковать медитацию, пранаяму, соблюдать правильное питание, иметь руководство и наставления реализованного мастера, читать книги, раскрывающие суть йогического знания (Бхагавад Гита, Йога сутры Патанджали, жизнеописание великих мастеров и т.д.). Это значительно шире, чем совершенствование исключительно асан и собственного эго (когда звучат обещания что-то пробудить или раскрыть). Чтобы огонь реализации вспыхнул, личных усилий недостаточно. Мокша мулам Гуру крипа. В переводе с санскрита это значит, что освобождение приходит милостью Гуру. И это таинство. Вот о таких материях приходится говорить в контексте йоги, но иначе невозможно, потому что это и есть йога. В противном случае – гимнастика, которая не лучше и не хуже других видов физической активности. Только слово йога надо убрать, чтобы было по-честному.

    Необходимо на занятиях и соблюдение главного принципа – ахимсы - не причинение вреда. Много негативных отзывов о непрофессиональном подходе к практике йоги со стороны инструктора поступает от врачей и самих занимающихся, когда человек получает повреждения на тренировке. Йога рассматривает физическое тело как бесценный дар, очень редкий на нашей планете, возможность духовной эволюции.Поэтому основная задача на занятии – восстановление тела, повышение его выносливости, адаптационных возможностей, улучшение обменных процессов, накопление жизненной силы, а не износ, или акробатические этюды. После занятия вы должны чувствовать себя исполненными энергией, уравновешенными. Это критерий того, что занятие проведено правильно. Если вы «выносите» тело из зала в состоянии изнеможения, к сожалению, цель йоги не достигнута, вы поработали на износ и растратили ценную прану, энергию.

    Все что делаете в течение занятия должно быть в пределах терпимого и комфортного для вас.Занятием должны затрагиваться все аспекты: физические нагрузки (динамичные и статичные), умение расслабляться, уравновешивание праны через пранаяму, концентрация, медитация. Тогда воздействие в результате занятия йогой будет глубоким, всесторонним, эффективным и гармонизирующим все наши сферы, грубые и тонкие. А это - залог здоровья во всех его проявлениях.

    Надеюсь, подобный взгляд на йогу, требования к проведению занятий, изложенные здесь, помогут вам найти «правильную» йогу, подходящую именно вам.

    Автор: Галина Охман