• Почему люди выбирают музыку которая, разрушает их душу и тело?

  • Восприятие музыки как одного из очень сильнодействующих стимулов, во-первых, всегда очень эмоционально, и во-вторых, индивидуально. Реакция души и тела в какой-то определенный момент времени на музыку зависит от множества факторов, и, прежде всего, от желания-нежелания ее слушать. 

    На эту реакцию влияют особенности личности и образование слушателя, в том числе и его музыкальная образованность, а также цели, ради которых человек слушает музыкальное произведение, его чувства, настроение и желания в предшествующий прослушиванию момент. Имеет значение вся совокупность, весь спектр эмоций, как потенциальных, так и актуальных, которые человек носит в себе. Среди них могут доминировать положительные переживания, например радость жизни, восторг, влюбленность, наслаждение красотой, или напротив, — отрицательные, такие как стыд, гнев, досада, возмущение, уныние, тревога и пр. И слушатель может хотеть, слушая музыку,

    1) либо отреагировать, т. е. выплеснуть наружу без всякой нравственной переработки свои не удерживаемые внутри эмоции (низкие отрицательные эмоции, как правило, настойчиво требуют от обремененного проблемами субъекта такого отреагирования, но и низковибрационное веселье может побуждать активно воспринимать музыку, например, в разудалом народном танце, или, скажем, переполняющая страсть подталкивает станцевать танго в процессе активного слушания музыки),

    2) либо слушатель стремится пережить так называемый катарис, т. е. очищение (по Платону, освобождение от тела и страстей) через внешне пассивное сопереживание возвышенным эмоциям героев произведения или самого автора-композитора,

    3) либо в процессе саморегулирования своих душевных состояний попытаться модифицировать их, чтобы достичь так называемого особого состояния сознания в какой-то момент времени; при этом в зависимости от качеств самой музыки в сочетании с особенностями слушателя может достигаться или просветленное состояние сознания, открывающее доступ в Божественный мир, или довольно вредные экстатические состояния,

    4) либо – когда слушание музыки не является самоцелью — есть желание приобщиться к ней как общей групповой ценности и тем самым включится в то или иное сообщество с определенной музыкальной культурой, что особенно важно бывает для подростков и юношей, преодолевающих свои детские привязанности от родителей через активные взаимодействия со сверстниками. Потом желание воскресить воспоминания юности может приводить к частому прослушиванию музыки, ассоциативно связанной с этим периодом жизни.

    Эти четыре пункта описывают спектр целей при прослушивании музыки.

    Нежелание в тот или иной момент слушать музыку вообще или неприятие той или иной навязываемой музыки порождает сильные стрессовые реакции в силу мощного эмоционального воздействия ритмизированных звуков, которые легко усваиваются нервной системой человека. В таком случае, если осуществляется насилие над волей субъекта, даже качество самой музыки мало что меняет в негативных эмоциональных реакциях на нее. Желание тишины для собственной внутренней работы души может предопределить негативную эмоциональную реакцию даже на звучание произведения из разряда духовной музыки в какой-то определенный момент.

    Готовность же слушать ту или иную музыку, впитывать ее в себя предопределяет возникающее у слушателя заражение эмоциями композитора и исполнителей. При этом может существовать множество исполнительских интерпретаций одного и того же музыкального произведения, поскольку и голос певца, и тонко-различающиеся особенности игры на музыкальных инструментах несут в себе энергетику исполнителя.

    Человеческая реакция на музыку зависит от очень вариативных характеристик самой музыки, главными из которых является громкость, ритм, темп, тональность, звуковысотный строй произведения, соотношение консонансов и диссонансов, тембр голосов певцов и инструментов, и, конечно, же исполнительская интерпретация идеи и духа произведения, заложенных композитором. И композитор, и исполнитель в творческий момент могут пребывать в различных эмоциональных состояниях и выражать их через использование тех или иных музыкально-выразительных средств. И всегда внимательное, да и невнимательное (как фон) слушание музыки предполагает, что слушатель эмоционально заражается передаваемым таким образом настроением и испытывает внутри себя либо душевный комфорт, либо дискомфорт, приводящий также к тем или иным изменениям в работе интеллекта (памяти, внимания, мышления).

    Очень сильно на музыкальные вибрации реагирует и тело, причем не только человеческое, но и тело животных, а по последним данным науки, даже растений. Это влияние осуществляется как непосредственно в силу физических возможностей музыкальных вибраций, так и вследствие переживания тех или иных эмоциональных реакций живых существ на музыку. Все эмоции способны сильно изменять работу различных физиологических систем организма.

    Чтобы немного пояснить всё сказанное выше, приведу данные из позитивистских экспериментальных исследований. Известный отечественный клинический психолог Н.С.Курек обнаружил в экспериментальном исследовании, что больным шизофренией, по сравнению со здоровыми людьми, больше нравятся диссонансы, в то время, как людям, страдающим депрессией, также по сравнению со здоровыми, – консонансы. Диссонансы, в противоположность консонансам, звучат резко, напряженно, как бы «неслитно». Живая Этика учит: «Явления диссонанса не могут усилить ток энергии. При воздействии на людей диссонанс может быть полезен как противоположение для усиления ритма сознания». Рок-музыка обычно изобилует диссонансами, а в классической музыке такая тенденция есть только в одном из направлений, не пользующемся большой популярностью среди слушателей. В электрофизиологических исследованиях Е.С.Михайловой, А.Ж.Моносовой и Б.С.Беляева обнаружено, что у больных депрессией, как и у здоровых людей, классическая музыка вызывала положительные эмоции, а рок-музыка – “как положительные, так и отрицательные, с отчетливым преобладанием последних, что достоверно отличает эту группу от контрольной”. Т. е. в эксперименте этих авторов с обычными людьми, не имеющими засвидетельствованных врачами психических отклонений, были получены результаты, говорившие о менее сильном негативно-эмоциональном воздействии на них рок-музыки, чем на больных депрессией людей, а также о том, что рок-музыка может вызывать и положительные эмоциональные реакции, но менее выраженные, чем отрицательные, в группах испытуемых в целом.

    Отличительной особенностью большинства произведений рок-музыки является также и рваный ритм, который порождает отрицательные эмоции, нарушая естественные ритмы человеческого организма.

    «Чувство ритма врожденно, но беспорядок хаоса заглушает его. Если люди действуют ритмично, то по большей части они далеки от понимания великого значения ритма....В некоторые периоды земного напряжения нужно очень помыслить о ритме. Вопли ужаса погружают людей в бездну хаоса». 

    Современные ученые утверждают, что воздействия различных музыкальных произведений на психику и организм человека могут быть оценены либо как положительные по ряду объективных параметров, либо как отрицательные, разрушительные. И, как показывают научные исследования, есть в последнее время много музыкальных сочинений и исполнительских интерпретаций с неизбежным разрушительным эффектом.

    Есть также и огромное количество активных слушателей, которые предпочитают испытывать на себе именно эти деструктивные эффекты, сопряженные с интенсивными отрицательными эмоциями.

    Разные отрицательные эмоции, заложенные в человеческую природу для того, чтобы сигнализировать людям об их внутреннем неблагополучии, должны побуждать задуматься над приводящими к нему причинами, чтобы устранять их и изменять жизнь к лучшему. Но отрицательные переживания, выполняющие эту сигнальную функцию, не должны культивироваться. Культивирование отрицательных эмоций свидетельствует о саморазрушительных тенденциях отдельных индивидуумов и сообществ.

    Почему люди выбирают страдать и даже специально усиливают свои страдания с помощью определенной музыки?

    Над загадкой саморазрушительных тенденций человека и человечества в целом представители различных наук бились весь прошлый век, явивший нам особенно впечатляющие признаки вырождения и самодеструкции. Вопросы были остро поставлены, а на некоторые из них были найдены и ответы.

    В каждом человеческом существе изначально заложена воля к жизни. Что случается с ней у некоторых – а в последние десятки лет можно было бы сказать и у большинства — представителей человечества? Почему существуют пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийства, войны, рок-меломания, табакокурение, такие формы организации жизни человеческих сообществ в огромных городах, которые обрекают их членов на хроническое страдание и ослабление жизненных сил?

    Эти феномены особенно удивительны, если знать о потенциальной силе разума, которым каждый из нас наделен, и о том, что путь самосовершенствования, наполняющий нас созидательной энергией, желанием жить, облагораживающий и делающий осмысленной нашу жизнь, никому не заказан и может быть поддержан справедливо организованным светским обществом на основе высоконравственной культуры с высокими эстетическими стандартами, а также религиозными группами на основе Учений, дававшихся в разные времена и для разных народов всегда из Одного Источника.

    Почему при изобилии информации о вреде определенных музыкальных произведений и даже всего творчества отдельных музыкальных рок-групп массового слушателя неудержимо влечет к ним, вопреки всем переживаемым сильным негативным эмоциям и практически невыносимым состояниям сознания, порождаемым разрушающими психику произведениями? И этот парадокс псевдожизни подобен тому, как курильщики знают о вреде курения, а многие даже остро чувствуют его эффект в проявлениях своих болезней, но продолжают курить невзирая на всевозможные неудобства в быту и денежные потери.

    В чем причины перечисленных выше следствий? Что это за самонаказание, которое может привести к вымиранию и уничтожению цивилизации, если негативным массовым явлениям не будет действенной альтернативы?

    Не претендуя на всеохватность своего анализа, попробую поразмышлять над этой проблемой в этой статье, поскольку жизненная необходимость решения ее достаточно хорошо понятна даже многим из тех, кто вносит постоянный вклад в ее воспроизведение из поколения в поколение. И поскольку людям, уже достаточно далеко продвинувшимся по пути духовно-нравственного совершенствования подобная интеллектуальная игра в бисер не может быть по-настоящему интересна, то я попробую адресоваться к тем, кто только задумался на распутье и не сможет пока понять всю глубину и всеохватность эзотерических Истин. Только собственный мистический опыт может приобщать к Высшему Знанию, которое становится доступным тогда, когда человек к нему устремлен и готов к Его усвоению капля за каплей во все ускоряющемся Обучении благодаря своим достижениям духовно-нравственного развития. К тем же, кто выбрал умирание и сознательное служение злу, ведущему к мучительной смерти я не буду пытаться взывать никоим образом, потому что любой человек выбирает себе судьбу сам, а помочь можно только тем, кто ищет помощи и готов с пониманием и благодарностью сотрудничать с помогающим в процессе исцеления.

    Без глубокой, кропотливой работы собственного сознания над своими собственными психологическими проблемами люди решать их не могут. А к выбору вредной музыки предрасполагают именно неосознаваемые психические проблемы. Тогда человеку только кажется, что это его свободный выбор, а на самом деле он в своих саморазрушительных тенденциях является рабом своего прошлого, своего бессознательного, тягостные конфликты и переживания которого диктуют субъекту, как поступать и не только при выборе музыки, но и в других очень важных жизненных ситуациях, в человеческих отношениях.

    Итак, главным понятием в этой статье будет термин «садо-мазохизм», происхождение которого связано с наукой о сексуальных извращениях. Он приобрел расширительное толкование в психоанализе, основоположник которого З.Фройд (в другой транскрипции Фрейд), видимо, в силу развившихся от трудной работы наркотических пристрастий и своекорыстия зашел потом слишком далеко по тупиковой ветке развития человеческого знания, оторвавшись от духовных Основ. Однако многие его первые открытия заслуживали одобрения, потому что показали, какой мощной силой в самоисцелении является инсайт сознания, дающий самому больному понимание тонко-психологического смысла симптомов психических и психосоматических расстройств. Такое понимание через инсайт было достижимо в тесном сотрудничестве и душевно-близких отношениях с психоаналитиком, которому строго запрещалось нарушать конфиденциальность и использовать привязанность и предельную откровенность пациента в собственных целях.

    Приведу хорошо работающее и ясное определение расширенно понимаемого садо-мазохизма, данное в психоаналитической работе нашего современника Леона Вюрмсера. Этот всемирно известный в профессиональных кругах ученый рассматривает садо-мазохизм как стойкую предрасположенность к отношениям боли, страдания и унижения.

    Многие глубоко смотрящие психоаналитики, производившие тщательное исследование переживаний, эмоциональных отношений своих пациентов с родителями в детстве и с другими людьми во взрослом состоянии, находили объяснения такой предрасположенности к отношениям боли страдания и унижения в большой уязвимости человека к чувству психологического одиночества. Оно по разным, объективным и субъективным, часто бессознательным, причинам может остро переживаться ребенком в детстве, а преодолеваться это чувство психологического одиночества может и вот таким псевдо-единением через обмен отрицательными эмоциями в общении с теми, кто является значимыми фигурами, с которыми хочется установить эмоционально-насыщенные отношения. Если в ранних отношениях существует дефицит подлинной любви, т. е. субъективно недостаточен обмен глубокими позитивными чувствами, если родители и другие ухаживающие за ребенком взрослые не могут быть психологически с ним, т.е. понимать мир его переживаний, разделять их, даже находясь с ним рядом в физическом пространстве, если малышу наносятся разнообразные психические травмы, если его неправильно воспитывают, то и, вырастая, он будет склонен обмениваться с другими негативными переживаниями, строя отношения боли, страдания и унижения.

    Очень глубокие нарциссические раны младенчества, связанные с недостатком материнской любви или грубыми ошибками матери и других ухаживающих за ребенком взрослых, а позднее и бессознательные конфликты чувств стыда и вины самого ребенка бывают ответственны за формирование стремления человека устанавливать такие противоестественные отношения, если не на уровне открытых унизительно-враждебных действий, то на уровне тонких эмоциональных переживаний, которыми окрашивается практически вся жизнь человека. А те или иные эмоции, осознаваемые и такие, в которых человек не может дать словесного отчета, то есть бессознательные эмоции, сопровождают всё в человеческой жизни.

    Получается часто так, что некая пустота внутри, возникшая из-за раннего дефицита всё-понимающей любви, настолько непереносима, что легче выдержать боль, унижение и страдание, чем отсутствие каких-либо эмоций. В машинную эпоху отчуждения всех от всех, когда кооперацию человечества заменила всепоглощающая конкуренция, садо-мазохизм становится очень опасным психологическим защитным механизмом, о котором писал еще и промарксистски настроенный философ-психоаналитик Э.Фромм в книге «Бегство от свободы».

    Как ни парадоксально, но по указанным выше причинам возникает бессознательная слишком сильная привязанность к первичным объектам, а также бессознательные программы, заставляющие человека воспроизводить вновь и вновь его ранние несовершенные отношения в новых социальных сетях, наполняя их отрицательными, разрушительными для его организма и души эмоциями. Этот парадокс объясняется тем, что в бесконечных повторах таких болезненных взаимоотношений «ребенок» взрослого человека, бывший когда-то беспомощным в том, чтобы что-то изменить к лучшему, тщится справиться с несовершенством и преодолеть его. Но чаще всего смелый вызов прошлому, повторяемому в настоящем, завершается только формированием так называемой контр-фобической реакции, т.е. психологической защиты, при которой бросается вызов, тому, что пугает, тревожит, но конструктивное решение не бывает найдено. При бессознательном использовании такой психологической защиты то, что глубоко неудовлетворительно и страшно, вызывается из небытия вновь и вновь, но не преобразуется во что-то более светлое, что возможно лишь при напряженной работе сознания над собой и своими отношениями, а только льет воду на постоянно крутящуюся мельницу пустой бравады «Видите, мне это не страшно?!». Сильно уязвленное когда-то чувством беспомощности Эго приводит таким образом к болезненной компенсации через разрушительное для психической и телесной природы всемогущество.

    В начале ХХ века для того, чтобы решать загадку такого человеческого феномена как садо-мазохизм, аналогов которого, пожалуй, не найти в природно-гармоничном животном царстве, и который ни в коем случае нельзя путать с Божественной жертвенностью Великих Искупителей грехов человечества, психоаналитики даже придумали термин «влечение к смерти», при этом слыша звон, да не зная, где он в Эзотерическом Знании.

    Поясню эту связь столь разных подходов к постижению человеческой души.

    Первым психоаналитическим автором, который предложил описывать поведение человека с точки зрения его влечения к смерти, была Сабина Шпильрейн, на которую ссылается З.Фройд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия». Эта женщина проходила тренинг-анализ у К.Г.Юнга, который серьезно изучал Эзотерику и пытался приложить свои познания в этой области к практике помощи пациентам, и, видимо, заинтересовал этим свою пациентку. В те годы психоаналитики склонны были понимать саморазрушительные тенденции в человеке как связанные с бессознательным стремлением погрузиться в состояние нирваны, которое они ложно понимали в силу своего невежественного атеизма (что не относится, правда, к Юнгу) как отсутствие всех и всяческих переживаний, которое , по их мнению, достижимо лишь после смерти физического тела.

    На новом витке развития психоанализа некоторые достойные большого уважения психоаналитики (например, Ф.Дольто) стали наполнять это понятие «влечение к смерти» следующим смыслом: бессознательное желание полного отдыха во сне. Как известно, во время сна происходит деперсонализация и душа человека витает в иных мирах, пока его тело отдыхает, лишившись ее управления.

    Если исходить из подобных интерпретаций так называемого инстинкта смерти, которые как бы предполагают, что жизнь вне физического тела гораздо более приятна для человеческой души, чем жизнь в плотном теле, то можно было бы подумать: «Что же плохого в саморазрушающем поведении? Ведь человек разрушая себя таким образом как бы к Богу стремится!» Недаром ведь у дошедших до конца в этом стремлении к смерти рок-групп появляется воображаемый заместитель Бога – Дьявол, на службу которому приглашают наниматься слушателей.

    Но вот беда: такое саморазрушение противоречит Высшему Закону и не может такой человек, отказывающийся от решения своих важных жизненных кармических задач в плотном мире, пропадать здесь таким образом в одиночку. Если бы мог переносить межперсональное одиночество (что возможно только при подлинном решении проблемы Космического одиночества, т. е. в результате приобщения к Божественному), то и не понадобились бы садо-мазохистические игры в страдание и унижение с другими в рамках извращенной культуры рок-музыки и в объединенных вокруг нее некоторых сообществах.

    И еще есть одна закономерность: чем больше тревога одиночества и страх смерти, тем активнее в противостояние им через парадоксальный контр-фобический вызов своему страху и смерти вовлекаются другие люди, поскольку вместе не так страшно. И если классические музыканты могут исполнять произведения в камерной и очень доверительной обстановке, то рок-музыкантам нужны огромные, полностью заполненные слушателями стадионы, где царит отчуждение, несмотря на странные формы стереотипного коллективного поведения, создающее лишь иллюзию сопереживания, поскольку подлинное чувство разделенного страдания не требовало бы запредельной громкости звука. А так создается впечатление, что кричат о страдании, которое может проявляться и под маской садизма, но никто не слышит, и поэтому надо кричать еще громче. А для этого используются мощнейшие усилители звука, способные разрушать даже мосты, а не только человеческое тело. И надо отреагировать тягостные эмоции, то есть выкрикнуть, выстучать в барабаны и дребезжащие гитары эту боль психологического одиночества, потому что говорить о ней в глубине своей собственной души практически невозможно, поскольку больно настолько, что страшно пользоваться словами для осознания, и нужны наркотики для химической анестезии, чтобы не думать и не переживать то, что никак при имеющихся обстоятельствах не может быть пережито и осмыслено, но может быть только выплюнуто в пении-крике или плевке панка, например.

    Получается, что по существу это не геройское контр-фобическое, а как раз напротив, так называемое психофобическое поведение, когда самое страшное – помыслить о своей душевной боли и поговорить о ней с понимающими людьми или Богом, Ангелами – как раз избегается.

    И чем дольше человек подобным образом использует свою психическую энергию, тем меньше она способна восполняться в нем, потому что только через любовь и радость, обмен положительными эмоциями с другими людьми наращиваются наши энергетические потенциалы. Попытки заменить это универсальное целебное средство психостимулирующими веществами (никотин, амфитамины, ноотропы, антидепрессанты и др.) лишь создают иллюзию решения проблемы восполнения психической энергии, а на деле только окончательно истощают ее ресурсы.

    Открытая психоаналитиками садистическая маска страдания, описанная Л.Вюрмсером, прячет очень несчастного, страдающего от глубоких внутренних конфликтов, покинутого, непонятого или подвергнутого жестокому обращению очень маленького ребенка. И, видимо, настолько деградировали цивилизованные общества, что приходящие в мир души не могут найти должного приюта у отцов и матерей в своих семьях, а семьи – в государствах. И вместо того, чтобы найти даже не Божественные, а элементарные человеческие решения, мир воюет и выплевывает свое коллективное планетарное страдание не только в крикливой рок-музыке, но и в запуске разрушительных ракет-снарядов, вместо того, чтобы разумно думать о насущных проблемах психического развития и гуманных отношений, решение которых позволило бы не только сохранять, но и усиливать психическую энергию, без которой никто не может выживать.

    О том, что ярость от неудовлетворения самых насущных психологических потребностей маленького ребенка в проявлениях родительской любви может быть «выплюнута», если не встречает понимания родной души, писал еще один психоаналитик Бийон. А именно у самого маленького ребенка формируется или не формируется доверие к миру в отношениях с матерью, которая учит его не отреагировать в разрушительном действии, а говорить о своем страдании и желаниях адекватными словами, предлагая большой спектр человеческих понятий. Часть понятий, связанных с непереносимыми отрицательными эмоциями, может быть, и не понадобилась бы, если бы мы очень хорошо понимали, что нужно малышам и были чутки ко всем их потребностям и умели бы разумно их удовлетворять, используя красивую, психологически-утонченную речь. И только заботливый отец может создать жене с ребенком те безопасные и комфортные условия, в которых мать может окунуться с головой в мир младенца, очень нуждающегося на ранних этапах своего развития в этой материнской самоотдаче. А позднее чуткий и глубоко понимающий необходимость следовать Высшему Закону отец мог бы очень гуманно дисциплинировать своих подросших сына или дочь, когда настала бы и для них пора считаться с желаниями родителей и других людей.

    Если бы общества и сами родители умели позаботиться о таких условиях развития детей в первые несколько лет их жизни, то тогда бы не было самодеструктивных тенденций, а выросшие дети могли бы лучше понимать друг друга и сотрудничать на всех, в том числе и государственных, уровнях взаимодействия при решении общих проблем планеты во имя достижения Общего Блага.

    Сейчас же, на смене космических эпох, необходимо как можно скорее выполнить и общие многовековые Указания всех Небесных Учителей человечества, и частные, касающиеся низковибрационной так называемой культуры и разрушительной рок-музыки.

    Мария Кириллова