• Влияние музыки на сознание народов

  • Кириллу Скотту (1879 – 1970), выдающемуся английскому пианисту и композитору, принадлежит труд «Музыка и ее тайное влияние в течение веков», где раскрывается новое значение музыки, как влияющей на сознание народов.

    Относительно возникновения этой книги Кирилл Скотт говорит, что он многим обязан Учителю Кут Хуми. «Через одного из учеников, стоящих в контакте с этим Учителем, – пишет Мария Аунер, – он был уведомлен, что наступило время довести до сознания людей об эзотерическом влиянии музыки на почти все фазы цивилизации. Эта задача была поручена Кириллу Скотту. Таким образом, он написал эту книгу, вдохновленный тем великим Посвященным, который в одной из прошлых жизней был великим философом и музыкантом Пифагором».

    К. Скотт утверждает, что каждый специальный род музыки имеет ярко выраженное влияние на историю, мораль и культуру человечества. До сих пор считалось, что каждый род музыки рождается из среды присущей ей культурной эпохи. Скотт перевернул все вверх дном, утверждая, что, наоборот, культурные эпохи были созданы музыкой.

    Еще древнегреческий философ Платон писал: «Музыкальное воспитание – более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души... Нужно избегать введения нового рода музыки – это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области».

    Аристотель тоже утверждал, что музыка обладает силой формировать характер и что человек при помощи музыки может приучить себя развивать правильные чувства.

    Мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор некоторых глав из книги Кирилла Скотта «Музыка и ее тайное влияние в течение веков». В них автор описывает влияние музыки на развитие древних цивилизаций Индии, Египта, Греции и Рима, рассматривает, как западноевропейская музыка влияла на формирование культуры в Европе, показывает истоки современной музыки и описывает музыку будущего.

    Музыка первых цивилизаций

    Именно музыка определила основные черты характера, присущие представителям древних цивилизаций – индусов, египтян, греков, римлян. Она же являлась причиной заката этих великих народов. На примере этих народов можно проследить переход от тонкоматериального (четверти тона индийской музыки) к менее тонкой египетской музыке (треть тона) и грубоматериальной греческой музыке (полутон), зародившей традиции западноевропейской музыки.

    Индийская музыка – четверть тона – созерцательное состояние сознания и утончающее воздействие на дух

    Индийская музыка использует шаги в четверть тона, для нее характерна не звучность, но утонченность, и как для ее преимуществ, так и для ее ограничений есть основательные причины.

    В основе индийской музыки лежат мантры – священный гимн, требующие точного воспроизведения  звуков, его составляющих. Эти мантры передавались индийскими священниками в течение столетий и были полностью связаны с религиозными традициями.

    Индийские священники не пытались развивать музыку как художественную форму, а стремились только усилить ее мантрическое значение, которое предрасполагало к созерцанию. Утонченность четверти тона способствовала погружению сознания в созерцательное состояние и оказывала утончающее воздействие на дух.

    Обнаружив, что определенные звуковые сочетания вызывают глубокую медитацию, священники экспериментировали с ними и утончали их до тех пор, пока не достигли Самадхи, или сверхсознательного состояния сознания. И хотя они в этом состоянии сознания слышали «музыку созерцания», они не принимали никаких попыток выразить это в земном зву­ке, довольствуясь тем, что она своей силой поддерживала их медитацию, оставаясь вспомогательным средством для достижения объ­единения с божественным.

    Поскольку в индийской музыке отсутствовали разнообразие, энергия и эмоциональная выразительность, присущая западноевропейской музыке, постольку индийцы, как раса, остались односторонне развиты, имея созерцательный, но не активный склад характера. Немногих из них можно причислить к людям дела (исключая ка­сту воинов). Большинство же индийцев мечтательны, медитативно-задум­чивы и чрезмерно преданы духовно-спиритуальным вещам.

    Особенные качества индийской музыки определяют характерную историю индийского народа, который очень много страдал от отсутствия определенных качеств. В тоже время только созерцательный образ существования их предков мог оставить после себя миру такие единственные в своем роде философские системы.

    Музыка Египтян – треть тона – успокоение эмоционального тела и очищение от грубоматериальных вибраций

    Египетская музыка характеризовалась третью тона, и поэтому она была на интервал менее утончена, чем индийская музыка, что привело к ее воздействию не на дух, а на эмоции, так как тело чувств менее тонкоматериально, чем ментальное тело.

    Утонченный дух становится инструментом мудрости, но только лишь тогда, когда ему не препятствуют грубые эмоции. Они сказываются враждебно на знании и распознавании, если находятся в возбужденном состоянии. С другой стороны, если они спокойны и управляемы, способности разума полностью сохраняются, являя здравый ум и ясность мысли.

    Именно этого состояния и достигали египтяне своей третью тона, тем они способствовали успокоению эмоционального тела и очищению его от гру­боматериальных вибраций, а также приводили при опреде­ленных обстоятельствах к тому, чтобы вызвать эмоциональный вид сос­тояния транса.

    В Египте эти школы назывались «мистериями». В одной из их важнейших церемоний кандидат погружался с помощью музыки и других ритуалов в состояние транса, из которых возвращался со знанием состояний бытия после смерти, так как треть тона приводила к отделению астрального тела от физического, что вызы­вало «астральный транс». В этом состоянии, через действительное переживание, он узнавал о своем бессмертии, посещал не только более высокие планы бытия, но и самые ужасные.

    Падение Египта последовало не на основании факторов, которыми обладала египетская музыка, но на основании того, что в ней отсутствовало. Так же, как культура Индии пошла в конце концов к закату, хотя она и обладала духовной мудростью, но она не обладала жизненно-практическим знанием, так и Египет пришел к закату, поскольку располагал знанием практики жизни, но не обладал духовной мудростью. Знание дает силу, а сила слишком часто порождает склонность или любовь к силе, а это – последний шаг к желанию обладать персональной силой, что неизбежно приводит к эгоизму, корыстолюбию и разъединению.

    В египетской музыке полностью отсутствовал аспект, пробуждающий мудрость, а ее гармонический, или божественный, аспект был слишком ограничен, чтобы быть постоянно действующим. Египтяне стали злоупотреблять своими оккультными знаниями, куда проникли эгоизм и корысть. Одновременно с их нравственно-моральным упадком пришла в упадок и музыка, постепенно потеряв свою маленькую долю божественной гармонии.

    Греция – полутон – воздействие на физическое (материальное)

    В Греции полутон проявил себя в воздействии на материальное или физически-тонкое. Греция была первой европейской страной, приведшей музыку в состояние относительного совершенства: она стала искусством, а в определенном смысле даже наукой. Отсюда Греция стала известной своими сведущими музыкантами, и так как все люди там изучали музыку, то те, кто не был в этом сведущ, считались необразованными и несовершенными.

    Утверждая о преобладающем воздействии полутона на физическое, мы должны понимать, что существуют также его непрямые воздействия на эмоциональное или духовное. Точно так же, как покорение духа было самой выдающейся чертой в великие времена древнеиндийской культуры, так и преодоление материи стало самым сильно выраженным признаком европей­ской культуры.

    Физическое играло существенную роль в греческой культуре. Художник или скульптор имели единственную цель: изобразить телесное совершенство. Все греческие искусства, полностью «выдуманные», были продуктом лишь трезвого и бесстрастного рассудка. О греческой живописи и скульптуре можно утверждать, что они были не только похожи, но, даже реалистичнее, чем сама природа.

    Материалистические представления греков распространились также на их религию. Боги были только грандиозно превознесенные человеческие существа, со всеми их страстями, и отношения между этими богами и человеком были едва лучше, чем отношения между человеком и человеком. Боги всегда имели эфирный образ, сходный с человеческим, статуи богов были просто изображениями высшего телесного совершенства, а не символичны, как произведения Индии. Было немыслимо, чтобы боги прощали человека лишь на основании молитв. Человек должен был приносить им жертвы, предложить дары, всячески угождать.

    Так же, как индус был полностью настроен на мечтательную созерцательность, так у грека, прежде всего, были активная деятель­ность, атлетическое возбуждение, спортивные игры, соревнования и героические дела – прославление тела.

    Египтяне упали через свою любовь к власти, а греки – через чрезмерную любовь к физической красоте. Как в египетской, так и в греческой музыке отсутствовал гармонический аспект, т.е. аспект религиозной преданности был развит недостаточно для того, чтобы установить равновесие. Если бы равновесие присутствовало, то многое бы из греческой любви к телесной красоте было направлено в более высокий канал любви духовной красоты; но первый канал для этого был слишком скуден и груб: даже то малое, что имелось ранее, повернуло вспять, а с этим исчезла и гармония из греческой музыки, как ранее и из египетской.

    Следует учесть и другие изменения: более чувственные виолы заняли место мелодий для более звучных инструментов, и музыкальный вкус стал слабым и изнеженным. На место настоящих художников пришло все возрастающее число чистых виртуозов, что всегда следует рассматривать как первый шаг к деградации в развитии музыки.

    С такими ниспровергающими изменениями в музыке стало проявляться ослабление в характере греков. Их мораль и дух борьбы ослабли, их военные действия не были более успешными. Они допустили, чтобы другие нации вмешивались в их дела. Наконец, они потеряли свой патриотизм и свою любовь к независимости, а с этим утрачены были их подъем и благополучие. 

    Римляне и их музыка

    Римляне стали в истории самым практично настроенным народом: народом жажды деятельности, но не богатства идей и силы воображения. Они восхищались мужественностью, самоограничением, серьезным поведением, прилежанием, и естественным следствием этих черт стало право и порядок. Понятие утонченности им было не свойственно; их искусство было реалис­тичным, архитектура – монументальной, их позиция в отношении религии – не духовной, а материальной.

    В Риме было мало музыки. Но существовало музыкальное направление, которое использовалось римлянами из одних только побуждений необходимости – военная музыка, способствовавшая тому, чтобы поставлять хороших солдат.

    Военная музыка наполняла тело энергией и способствовала мужской силе. Это – составные части того, что римляне называли «Virtus» (виртуозность), которая, наконец, приобретала значение мужественности и доблести. Такого рода музыка влияла на физическое, и отсутствие в ней более мягких аспектов не позволило возникнуть любви к телесной красоте, как понимали ее греки, эта музыка не вызывала тех эмоций, которые будят силу воображения. В то время как греки, глядя на красивое тело, восхищались сильным и красивым телом, римляне восхищались им лишь потому, что считали его полезным. Одна точка зрения – эстетическая, другая – практическая, основой же обоих положений было физическое, но углы зрения, под которыми это рассматривалось, были очень разные.

    С течением времени, военная музыка, если ей не будут противопоставлены никакие утончающие влияния, будет оказывать вредное воздействие на характер: мужественность может выродиться в стремление к власти, мужество – в жестокость, а сексуальная мужская сила – в чувственность, это как раз и произошло у римлян. Революция 133 года до Р.X. –первый результат воздействия упомянутых плохих качеств. Она была следствием «антагонизма между немногими владеющими властью и многими, считающими, что они имеют тоже на это право.

    Что касается второго из перечисленных зол (жестокость), то оно вылилось в вызывающую ужас форму гладиаторских игр. Эти бои в более поздние времена стали неотъемлемой частью римского общества, и оправдывались они тем, «что поднимают военный дух зрелищем отважной смерти». История показала, что они были ответственны за упадок Рима. Эти игры усиливали бесчеловечность и грубость, а их притягательная сила была так велика, что все профессиональные обязанности, в том числе и служебные, которые поддерживали существование государства, были заброшены.

    Но если жестокость способствовала разрушению нации, то чувственность – третий порок из упомянутых нами – оказался также разрушительным. Сладострастие и сопровождающее его распутство часто вызывали трусость, так как имели ослабляющее воздействие на тело и нервы.

    Названные предыдущие феномены были следствием воздействия военной музыки, что совершенно противоположно тому, что было нужно. История дегенерировавших и опустившихся игроков на китаре и флейте – темная глава в музыкальной истории Рима. Государство же распорядилось вычеркнуть из учебного плана римской воспитательной системы музыку вообще. Последовавший позднее распад Западной римской империи в V в н. э. поставил точку в существовании этого мощного государства.

    Западноевропейская музыка

    В этой главе Кирилл Скотт рассматривает влияние музыки выдающихся композиторов на судьбу народов Европы.

    Гендель

    Гендель провел большую часть своей жизни в Англии. Скотт утверждает, что на его долю выпала высокая миссия восстановить состояние английской морали. В те времена в Англии царила очень шаткая нравственность. Оратории Генделя с их музыкой, возбуждающей благоговение, были сильным противоядием и пробуждали, особенно среди народа, благоприятное влияние. Скотт полагает, что именно эта музыка способствовала возникновению Викторианской эпохи с такими ее преимуществами, как сознание долга, чувства собственного достоинства, стремления к чистой жизни.

    В тоже время музыка Генделя влияла на развитие недостатков, таких как формализм, мелочная щепетильность, тормозила оригинальное мышление, что, вероятно, было причиной тому, что Англия после своего выдающегося композитора Пурцеля (1658 – 1695) пережила самую непродуктивную эпоху своей музыкальной истории.

    Причина этого лежит в построении Генделем музыкальных фраз. У Генделя было явное предпочтение к повторению отдельных аккордов для двух или более тактов и секвенциям1. Отсюда музыка Генделя, несмотря на ее эмоциональное содержание, была формальной по виду и, следовательно, имела формальное значение. Секвенция есть ничто другое, как прославление повторению и подражанию, и, если все это перенесем с уровня музыки на образ действия человека, то выявим предпочтение для внешней церемониальности и традиционной условности.

    Бах

    Бах начинает и кончает музыку, потому что она заключает в себе все, что можно было бы желать от музыки в будущем: мелодия, ритм (он дает представление о вечном ритме), полифония и гармония. Бах имел сильное влияние на образ мышления, особенно немцев. С того времени, как музыка Баха стала распространяться особенно сильно, в немецком народе значительно повысилось интеллектуальное мышление. В это время в Германии жили некоторые величайшие мыслители. Своею музыкальной логикой Бах способствовал усилению заложенной в немце тенденции к философии.

    Кульминационным пунктом музыки Баха надо считать «Страсти Господни по Евангелию от Матфея». Кто когда-либо слышал исполнение этого произведения и почувствовал благоговение и глубокое волнение слушателей, тот, несомненно, должен был поверить в магическую силу музыки и в то, что она может погрузить нас в более высокое состояние сознания. Кирилл Скотт полагает, что не будь оба величайших произведения Баха («Страсти Господни по Матфею» и «По Иоанну») задержаны на сто лет, немцы 19-го столетия не были бы такими мещанами, и культурная пошлость не вошла бы в их жизнь.

    Основанием для такого взгляда Скотт считает то обстоятельство, что в обоих этих произведениях встречаются часто диссонансы, которые имеют значительное влияние на ментальное состояние организма, делая его более гибким, и поэтому его мышление становится менее обычным.

    Бетховен

    Бетховен был избран для совершенно другой задачи. Он был, пожалуй, одним из самых своеобразных характеров в истории музыки. Но если бы он был иным, то он, пожалуй, оказался бы не в состоянии выполнить свою миссию, которая заключалась в том, чтобы передать в звуках всевозможные чувства людей. Подобно Баху, который был величайшим полифонистом, Бетховена можно считать величайшим музыкальным психологом. На этом основании ему было дано страдать и бороться с тяжелейшими внешними и внутренними затруднениями. Это давало ему возможность выражать в музыке все эти чувства и даже вносить в свою музыку глубоко скрытые в подсознании чувства.

    Скотт называет его «отцом психоанализа», потому что его музыка сделала возможным дальнейшее развитие этой науки. Можно, в общем, утверждать, что музыка имеет тенденцию раскрывать многие чувства, скрытые в подсознании, и освобождать от них человека. И ничья музыка не сделала этого в такой степени, как музыка Бетховена, потому что именно он был способен выражать в музыке самые глубоко скрытые чувства и мысли и таким образом освобождать от них других людей.

    Другим особым свойством музыки Бетховена является ее способность возбуждать в людях сострадание. «Все понять – значит, все простить». В те времена было необходимо дать человечеству средство выражения, которое заставило бы его понимать других. Этим средством была музыка Бетховена.

    Кирилл Скотт считает, что под влиянием музыки Бетховена усилилось проявление сочувствия к другим, увеличилось число благотворительных учреждений, появились книги, в которых утверждалось, что преступление представляет собой форму духовной болезни, а не просто стремление ко злу. Наказание смертью стало находить все большее сопротивление.

    Шопен

    Шопен являлся посланцем одухотворения. Он был музыкальным поэтом изысканной утонченности и одухотворения в превосходной степени – «Поэтом звука». Насколько оживленной, весело-окрыленной и даже страстной может быть его музыка, настолько она и являет собой грациозную элегантность стиля, поэтическую сдержанность, которую не найти ни в одном произведении предыдущих композиторов, может быть, за исключением его современника Мендельсона, который в этом аспекте находился к нему ближе всех.

    Шопен был не только поэтом, но и музыкальным аристократом в самом утонченном смысле этого слова, и каждую из своих эмоций он выражал как аристократ, самым изысканным языком. Его музыка была ничем другим, как идеализированной копией его самого: он ненавидел все громкое и резкое, все, что имело привкус «неэстетичного».

    Музыка Шопена оказала влияние на новые направления в живописи и литературе. В области живописи она косвенно послужила инспи­рацией для «Братства последователей Рафаэля». Дух творчества входивших в Братство художников был совокупностью культивированного утончения, эстетизма и скрупулезных поэтических подробностей.

    Если сравнивать Шопена с Генделем, то у Генделя все, что идет в направлении грубости, рассматривается, как фальшивое и неверное, а у Шопена, как «не тонкое» или некрасивое. То, что побуждало против условности и, следовательно, было предосудительным, считалось теперь неэстетичным. Шопену нужно быть благодарным, по меньшей мере, за шаг в верном направлении, так как он изменил и уточнил мотивацию: намного лучше не делать чего-то потому, что оно некрасиво, чем отказаться от этого, потому что оно нарушало условность.

    Шуман

    Музыка этого композитора касается чрезвычайно важной области – ребенка. Именно в это время произошла большая перемена в отношениях родителей к детям и в воспитании. Около 1840 года появляются первые детские сады. И, по мнению Кирилла Скотта, их распространение следует приписать влиянию Шумана. Даже систему Монтессори, появившуюся значительно позже, Скотт тоже приписывает влиянию Шумана. К этому времени постепенно выкристаллизовывается ясное понимание того, что, во-первых, дети различны, и поэтому их надо воспитывать индивидуально, а не в массе; во-вторых, что дети, в сущности, не должны воспитываться другим лицом, но что в них самих должен зародиться импульс к учению; в-третьих, дети уже таковы, что в соответствующих условиях они охотнее всего воспитываются сами. Если мы вспомним «Детские сцены» Шумана, его «Рождественские альбомы» для рояля и многие другие вещи, посвященные детям, мы можем понять, что эта музыка направляла внимание взрослых на детей и пробуждала в них недостающее понимание души ребенка.

    Вагнер

    Музыка Вагнера была во всех отношениях революционной и имела колоссальное влияние на предшествующее нам поколение.

    Основной тон в вагнеровской музыкальной драме – это единство в многообразии и разнообразии. В опере старого стиля каждый номер был закрытым, существующим отдельно, сам по себе. Несмотря на то, что у Вагнера внушительное количество тем, мелодий и лейтмотивов, они, в отличие от этого, переплетаются друг с другом таким образом, что представляют собой взаимосвязанное целое. Итак, следует признать, что в основе общего композиторского построения Вагнера лежал глубокий духовный принцип: Единство в многообразии. В социальном аспекте музыка Вагнера была прототипом для основного принципа кооперации и совместной работы в противоположность конку­ренции и соперничеству. В духовном аспекте она стала, образно говоря, той мистической истиной, что каждая индивидуальная душа объединена со Всеобщей Душой, со всепроницающим Сознанием.

    Вагнер разрушил многие традиции, ранее существовавшие в музыке. Тщетно искали мастера школ так почитаемые ими правила гармонии и изящно выведенные и пожинающие аплодисменты арии. Так же напрасно искали они предписанные модуляции, разрешение диссонансов и другого технического арсенала девятнадцатого века. Вместо всего этого они находили неразрешенные диссонансы, фальшивые соотношения и переходы в тональности, не обнаруживающие ясной связи с основной тональностью. Все это кажущееся беззаконие, преднамеренное нарушение правил и предыдущих примеров – скандальная свобода! Тем самым Вагнер достиг единства, разрушил ограничения этого единства и освободил музыку.

    Наибольшей силы тема объединения достигнута в трех произведениях Вагнера: «Хвалебная песня» в «Мейстерзингерах», «Смерть от любви» из «Тристана и Изольды» и «Волшебство страстной пятницы» в «Парсифале».

    Однако вагнеровская музыка имеет и обратную сторону, которая не была бы так опасна, если бы в ней не была так сильно подчеркнута германская нота. Эта нота, связанная с такими же сильными романтическими и героическими элементами, пробудила в германском народе интенсивное чувство власти и склонность к национализму, разрушительное влияние которого мы испытали. Наибольшего выражения любовь к силе и стремление к власти достигнуто в цикле мифических опер «Кольцо Нибелунгов».

    Скрябин

    Скрябин стал первым русским композитором, который связал теоретические знания об оккультизме с искусством музыки. Скрябин знал, что ему нужно передать миру духовную весть и что она должна быть передана посредством музыки.

    В 1910 году «Прометей», или «Поэма Огня», был закончен. В нем в полной мере была отражена система гармонии, которая по своему строению была в большей мере созданием высших сфер. Слухом это воспринимается как почти фальшивое соотношение тона, которое называется «появление хроматического перемещения в различных партиях, которые играются одновременно». Но все же лишь этот прием, которому ужаснулись в справедливом возмущении педагоги ранней эпохи, возможно, сохранил то чувство «между нот», которое существовало для представления музыки высших сфер.

    Другой важной заслугой Скрябина было введение цветомузыки. Музыка исторгает интенсивное очарование, которое не является земным. И в своей высшей точке (апогее) она проявляет невыразимую словами возвышенность, которую нельзя сравнить ни с чем, что мы когда-либо видели или переживали на земле. Это роскошное великолепие мощных существ, которые вспыхивают невообразимыми цветами и наполняют своим пением бесконечные пространства космоса. Скрябин был настолько одухотворен, что ощутил необходимость вместе с оркестром использовать «орган света», по этой же причине проявилось и его ярко выраженное предпочтение к трелям.

    Обзор других композиторов

    Вебер проявил большее влияние на саму музыку и на других композиторов, преимущественно на Шопена и Вагнера, чем на формирование характера и этических принципов.

    Воздействие музыки Шуберта, да если они и ответственны за то, что внесли в жизнь любезность, кротость и мягкость, были выражены не так сильно.

    Музыка Брамса, главным образом, – вариант музыки Бетховена и Мендельсона, что значит, что она выражала более высокие человеческие порывы души и действовала на сочувствие.

    Кирилл Скотт мало, или, вернее, почти ничего не говорит о влиянии музыки Гайдна, Моцарта и Шуберта. Пожалуй, это можно объяснить тем, что их влияние сказывалось преимущественно в Австрии. Если присвоить себе ход мыслей Скотта, то можно сказать, что музыка этих трех австрийских композиторов сформировала нынешнего австрийца со всеми его хорошими и слабыми свойствами, и он является, таким образом, зеркалом этой музыки.

    Ультра-диссонанты и их воздействие

    Установленный факт, что сильные, непрерывные и страстные движения чувств, особенно массовая истерия, создают множество мыслеформ в более низких из невидимых планов бытия и что эти мыслеформы сох­раняются на протяжении многих лет, прежде чем будут разрушены каким-либо воздействием.

    В каждую историческую эпоху, когда начинались акты насилия и жестокости (революции, религиозные распри и т.д.), они были вызваны как раз такими мыслеформами, перемещающимися от одного народа к другому, от одной страны к другой. Причем, эпицентром для их нападения является всегда какое-либо эмоциональное смятение.

    Особое направление музыки, которая существенно причастна к разрушению этих нежелательных, забирающих в свое владение мыслеформ, возникло только в 1906 году – это ультра-диссонантная музыка.

    Диссонанс, или дисгармония (неблагозвучие), употребленное в моральном смысле, может быть разрушено только через диссонанс, так как вибрации прекрасной музыки слишком утончены, чтобы достигнуть относительно грубых вибраций, принадлежащих к более низкому плану существования.

    Задача разрушения их была в определенной мере предназначена Стравинскому и еще более австрийскому композитору Шёнбергу, и одному или двум его последователям. Все же, как ни сильно произведения этих ультра-диссонантных композиторов могут действовать на нервы любителей музыки, которые предпочитают более приятные примеры искусства звука, с эзотерической точки зрения они нужны не только для упомянутой цели, но так же для того, чтобы пробить удержание традиций, в чем состояло одно из побочных воздействий музыки Генделя. Только диссонансы обладают силой изменить жесткие контуры ментальных тел самоуверенных или закованных в условности людей и сделать их, таким образом, податливее и восприимчивее к новым идеям.

    Есть еще и другая сторона медали: ультра-диссонанты также оказали нежелательное воздействие и на саму музыку. Дальнейшие композиторы, принадлежащие к какафоническому направлению, не умели использовать диссонансы правильным образом, соответственно, она несла только дисгармонию, но не роль разрушения нежелательных мыслеформ.

    Духовная Иерархия дала понять, что ультра-диссонантная фаза музыки не будет длиться продолжительно и что это также никогда не было преднамеренным.

    Джаз

    После того как джаз получил дальнейшее распространение, стало возможно установить явный спад сексуальной морали. Вакхический (безудержный) элемент в его синкопическом ритме, который был полностью отделен от какого-либо возвышенного музы­кального содержания, производил чрезмерное возбуждение нервов и расшаты­вал силу самообладания. Отсюда возникали неестественная веселость, мни­мая стойкость и ненасытность, которые приводили к моральному и телесному урону.

    Если мелодическая музыка старой закалки вызывала приятные ощу­щения, то джаз применением сильных и оглушающих уши ударных инструментов имел грубое, насильственное влияние, пьянящее и провоцирующее человеческую натуру к низшим инстинктам. Ведь в своем апогее джазовая музыка проявляет сходство с музыкой примитивных дикарей. Волнующие впечатления этой музыки впоследствии были приняты большим количеством людей.

    Следующим симптом сенсационных настроений был все более распространяющийся и увеличивающийся интерес к платным соревнованиям по боксу.

    Несмотря на негативную сторону, которую привнес джаз в жизнь общества, появление такой музыки было необходимо. Джазовая музыка способствовала тому, чтобы науку обладания сексуальными энергиями сделать необходимой для духовной эволюции, так как необходимость преодоления трудностей возникает тогда, когда эти трудности появляются. Имея возможность выбора, люди должны научиться науке самообладания.

    Музыка будущего

    Расшатывающий нервы шум, которому подвержены люди в больших городах, со временем будет только возрастать. Торможение и резкие сигналы автомобилей, свистки и т.д. выполняют кумулятивно возрастающее и подрывающее воздействие на здоровье всего организма. Как противодействие этому, предназначение определенных композиторов будет в том, чтобы создавать такие благозвучные музыкальные произведения, которые будут направлены на лечение там, где эти неблагозвучные шумы произвели разрушение. Для этой цели необходимо эфирное зрение или, по меньшей мере, большая внутренняя восприимчивость, что позволит выявить полезность каждой нотной композиции и ее воздействие на тонкие тела слушателей.

    Цветомузыка – другое важное направление развития. Придет время, когда в концертных залах в атмосфере полумрака будут проецироваться на экран цвета того вида, которые соответствуют содержанию музыки и выражают его. Будет осуществлена мечта Скрябина о единстве звука и цвета, и через это осуществление музыкальная публика будущего испытает на себе его лечащее и оживляющее воздействие.

    Между тем, дисгармоничный элемент современности уступит место созвучию, гармонии и мелодическому благозвучию, без которого никакая музыка не может пережить пыль веков. Музыка последних 20 лет – в большей мере разрушительного и разлагающего действия, пишет К. Скотт, но музыка, которую мы можем предвидеть для будущего, будет творческой и конструктивной.

    Мы жили в эпоху разрушения, когда была использована даже ультрадиссонансная музыка для уничтожения определенных пагубных мыслеформ. Этот музыкальный тип выполнил свою задачу уже несколько лет назад, и теперь снова речь идет о создании благозвучия и гармонии.

    Воодушевление и огромная заинтере-сованность к новым идеям уже сегодня представляют ясно выраженную характеристику тонкочувствительных людей и делают их особенно восприимчивыми для новых звуковых колебаний. В ближайшем будущем появится много декламаторов, будет изобретен новый вид скрипки, на которой можно будет передать более тонкие подразделения тона и тем извлечь из этого максимальные потенциальные возможности. Со стороны же музыкантов-исполнителей будет необходима еще большая степень интуиции, чем в данное время.

    Музыка будет также служить прокладыванию мостов от нации к нации, способствуя гармонии и сотрудничеству и настоящему миру, который основывается не только на сложении оружия. Отсюда на место старой военно-милитаристской формы придет национальный гимн нового типа, который будет настойчиво призывать нации к осуществлению братства. Люди уже начинают осознавать, что форма разделения, розни, прячущаяся за словом «национализм», невыгодна и бездуховна.

    * * *

    Итак, музыка имеет внушающее воздействие на мысли и эмоции человека. По закону соответствий, определенный характер музыки вызывает в нас и соответствующее настроение. Кроме того, не только эмоциональное содержание, но и музыкальные средства и форма произведений ведут к подражанию в жизни. Музыкой человеку внушаются устойчивые эмоциональные состояния. При повторении они легко возникают вновь, что вырабатывает эмоциональные привычки, которые, в конце концов, становятся частью характера.

    Музыка воздействует не только на эмоции, но также на мышление и на дух. Музыка может созидать и разрушать, вносить гармонию и дисгармонию. Музыка может возвышать сознание, но также может быть вредной, разлагающей и убийственно действовать на психику и нервную систему человека. Поэтому государство должно встать на защиту народа от вредной музыки, разрушающей его сознание, здоровье и равновесие.

    Материал подготовлен Жанной Новичевой, г. Москва